Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Особенности познания социума детьми 2–3 лет

Особенности познания социума детьми 2–3 лет

«Детство не просто время спонтанной и свободной активности ребёнка. Это очень важный период. Проживая этот период, ребёнок приобретает человеческие способности, которые в дальнейшем позволяют ему освоить мир взрослых»

                                     Д. Б. Эльконин

  Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, ещё только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности малыш принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать – необходимо.

  Богатство и широта представлений ребёнка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будет впечатление, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.

  Поэтому одной из основополагающих целей воспитания и развития детей дошкольного возраста является формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях. Результатом достижения данной цели является успешная социализация ребенка.

  Процесс социализации в дошкольном возрасте – это усвоение ценностей, норм и правил конкретного общества, в котором живет ребенок, способы нормального реагирования на них.

 По мнению отечественных и зарубежных психологов, существуют два вида факторов, обеспечивающих процесс успешной социализации:

  • Внешние факторы – это ближайшее окружение малыша, его семья, группа детей в детском саду, соседские ребята.
  • Внутренние факторы – индивидуально-типологические особенности ребенка, темперамент, характер, уровень развития способностей.

  От того, насколько успешной будет социализация, зависит полноценное становление ребенка как личности и будущее умение строить взаимодействие с другими людьми.

 Чтобы выделить особенности познания социума детьми 2–3 лет, необходимо иметь представление о возрастных особенностях социально-нравственного и личностного развития детей данного возрастного периода.

 Возрастные особенности социально-нравственного и личностного развития детей 2–3 лет

  В этом возрасте происходит существенный перелом в отношениях с окружающими, обусловленный ростом активной деятельности воспитанников. Это выражается в появлении стремления к самостоятельности – с одной стороны, желанием быть похожим на взрослого и подражать ему – с другой стороны. Перестраивается социальная позиция ребенка по отношению к авторитету матери, отца, других членов семьи. В этом возрасте ребенок очень чувствителен к действиям окружающих людей. Он пытливо вслушивается в диалог взрослых, переводит взгляд с одного на другого. Ребенку интересны их рассуждения. Он не только следит за разговором родителей, но и пытается постичь логику их слов и действий. Ребенок стремится быть относительно независимым, он хочет многое делать сам (одеться, раздеться, есть), отказывается от помощи взрослых. Если взрослые не учитывают его потребности, проявляют излишнюю опеку, сдерживают инициативу, то это может привести к возникновению упрямства, негативизма, желания делать все наперекор требованиям взрослого.

  На третьем году жизни у воспитанника зарождаются чувства самолюбия, гордости за удачно выполненное поручение, желание показать себя достойным и умелым в глазах взрослого. Собственные достижения должны быть продемонстрированы взрослому, без одобрения которого они не представляют для ребенка особой значимости. Взрослые, умело регулирующие свои ограничения, требования, поощряющие самостоятельность, этими действиями помогают гармоничному становлению личности воспитанника.

  У ребенка возникает потребность в общении со сверстниками, однако взаимодействие их непродолжительно и возникает эпизодически: вначале в процессе совместных предметно-игровых действий, затем – игровых. Возникают первые симпатии: ребенок чаще играет с одним и тем же ровесником, замечает, если того нет в группе.

  Учится сравнивать свои поступки, умения с умениями и поступками других детей. Появляются элементы самооценки. В самооценке ребенка отражаются чувства достоинства и стыда, которые еще только зарождаются.

  В этот период ребенок чувствует и удовлетворяет свое самолюбие преимущественно действиями, привлекающими к нему внимание других. К трем годам начинает выделять свое «я», ставить себя в позицию субъекта деятельности, осознавать, что рядом существуют другие люди. Необходимо, чтобы эти первые его представления о своем физическом и социальном «я» обрели позитивную окраску, что станет основой развития позитивной я-концепции на следующих этапах онтогенеза.

   В этот период жизни огромное значение приобретает удовлетворение потребностей ребенка в познании, овладении различными видами деятельности: игровой, трудовой, художественной и др. Деятельность ребенка усложняется, приобретает целенаправленный характер, результативность. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.

   Ребенок по-прежнему эмоционален, чувствителен к похвале и порицанию взрослого, он очень привязан к близким, но проявляет интерес к посторонним, если они вызывают у него симпатию. Импульсивное поведение в конце раннего возраста уступает место поведению нового типа, в котором проявляется первичное умение подчинять свои желания необходимости (усвоение понятий «можно», «нужно», «нельзя»). Ребенок начинает контролировать свои и чужие поступки (понятно, его возможности здесь пока что очень ограничены). На третьем году жизни ребенок гордится своими достоинствами: послушанием, аккуратностью, новыми игрушками, умением самостоятельно одеваться, «читать» стихи, выговаривать трудные звуки, танцевать. Разные чувства вызывают у него не только люди, но и игрушки, живая природа.

Таким образом, можно выделить следующие особенности познания социума детьми 2–3 лет:

  • Дети подражают взрослым, но при этом стремятся к самостоятельности.
  • Дети очень наблюдательны. Дети подмечают многое: настроение людей, правда, главным образом, когда они имеют к ним отношение, подмечают (и потом воспроизводят в играх), интонации голоса близких, манеру двигаться, разговаривать по телефону.
  • Наблюдательность ребёнка опирается на его любознательность. Маленькие дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой способности. Важно уметь правильно реагировать на детские вопросы и не оставлять их без внимания.
  • Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения. Иногда эти заключения верны, а иногда и ошибочны. Появляются так называемые адекватные и неадекватные оценки. Разного рода оценки событий формируют представления детей о морали, взаимоотношениях и постепенно становятся чертой характера.
  • На характер восприятия социального мира определённое влияние оказывает пол ребёнка. Девочки и мальчики, наблюдая одно и то же явление, событие, по-разному его видят, разное в нем запоминают.
  • Дети весьма эмоциональны. Мир они сначала чувствуют, а потом осознают. Очень часто эмоциональные оценки опережают объективные. Через призму своих эмоций ребёнок видит, воспринимает явления.
  • Дети начинают активно выражать потребность в общении с другими детьми, они познают окружающий мир с помощью норм и правил поведения в нем, учатся взаимодействовать с себе подобными.

Задача родителей помочь детям познать социальный мир не только через наблюдения, но и через игры, рассказы, беседы, средства художественной литературы и др. И важно помнить, что в первую очередь дети познают социум через семью.

 

 

Разделы сайта