Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Копилка практических советов

            Принципы и педагогические характеристики построения развивающей предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования

      Умело организованная окружающая среда более чем на 50% снимает конфликтность в общении детей, снимает синдром тревожности в отсутствии близких взрослых, способствует адаптации в коллективе, вызывает желание быть вместе со сверстниками

Образовательная среда - совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных потребностей.

Развивающая предметно-пространственная среда – естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

В широком (социальном) контексте развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.

Условия развивающей предметно-пространственной среды направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

   *  гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

   *  обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанников;

  * способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

   * обеспечивает открытость дошкольного образования;

   * создает условия для участия родителей в образовательном процессе.

        В образовательном стандарте дошкольного образования прописано, на что должна быть направлена развивающая предметно-пространственная среда, что учитывать, и какой должна быть:

17.1. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию образовательной программы дошкольного образования, специальные условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, национальные и культурные традиции и ценности, материальные и архитектурно-пространственные особенности помещений и территории учреждения дошкольного образования.

17.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть безопасной и экологичной, эргономичной и полифункциональной, гибкой и вариативной, трансформируемой и содержательно-насыщенной, доступной и психологически комфортной.

                                          Основные принципы построения развивающей                                       предметно-пространственной среды:

  1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии:

         - использование разновысокой мебели.

  1. Принцип активности:

        - использование больших модульных наборов;                                                                          - центров песка и воды;                                                                                                                 - мастерских;                                                                                                                                   - стен и т.д.

  1. Принцип стабильности - динамичности:

        - использование сборно-разборной мебели;                                                                              - игрушечной мебели;                                                                                                                    - емкостей для хранения игрушек;                                                                                                - мягких плоскостей, подиумов для отдыха;                                                                           - рулонных перегородок, вертикальных разделителей игровых столов сложной  конфигурации;                                                                                                                                       - игрушек-заменителей и т.д.

  1. Принцип комплексирования и гибкого зонирования:

         - игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка;                                 - место отдыха;                                                                                                                              - место уединения.

  Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого: среда должна побуждать детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления.

  1. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов:

         - использование больших игрушек из винилискожи, ткани, пластика;                                      - использование элементов образного декора.

  1. Принцип половых и возрастных различий:

        - создание специализированных игровых зон.

  1. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру (реализуется в выборе):

       - темы;              - необходимых игрушек;        - времени                                                             - сюжета;          - места;

  1. Принцип ориентирования развивающей предметно-пространственной среды на зону ближайшего развития                                                                                               Среда должна содержать:

        - материалы и предметы, известные детям;

        - предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого;

        - совсем незнакомые предметы и материалы.

                            Педагогические характеристики построения развивающей                                                               предметно-пространственной среды:

   *  комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно - гигиенических норм;

   *  учет возрастных особенностей и всех направлений развития ребенка;

   * учет национально-культурных, климатических условий;

 * максимальная реализация образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей;

   * разнообразие сред, их рациональное расположение;

   * обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

  * обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых со всей группой, в малых группах, двигательной активности, а также возможности для уединения;

   * обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;

* обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;

  * доступное расположение предметов и пособий;

  * создание условий для изменения среды;

  * в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия.

Показатели создания развивающей предметно-пространственной среды:

   * отсутствие частых конфликтов между детьми;

   * высокая продуктивность деятельности детей (множество разнообразных продуктов детской деятельности);

  * спокойная, нешумная обстановка, в которой голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но в то же время он хорошо различим.

 Алгоритм преобразования  развивающей предметно-пространственной среды

в группе детского сада:

Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа учебной программы дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.

Шаг 2. Провести оценку и анализ развивающей предметно- пространственной среды группового помещения, определив дефицитарные проблемные области (выявить проблемные области и определить, чем надо пополнить развивающую предметно-пространственную среду с учетом возрастных и гендерных особенностей детей группы).

Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.

Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 5. Составить схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежесткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.

Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.

Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений в развивающую предметно-пространственную среду в течение года, с учетом учебной программы дошкольного образования, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств обучения.

Разделы сайта