Взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи
Семья является важнейшей средой формирования личности и ведущим институтом социализации, а семейное воспитание рассматривается как неотъемлемая часть национальной системы воспитания.
Семья – первый институт социализации ребенка. Именно здесь ребенок проходит первую школу человеческих отношений, усваивает нормы поведения, ценности, культурные традиции своего народа. Семья с ее интимно-личностными связями способна обеспечить ребенку эмоциональную защищенность.
Успешность реализации семьей своего воспитательного потенциала обусловлено последовательным воплощением в жизнь основных принципов семейного воспитания, среди которых следующие:
- принцип целенаправленности требует постановку цели и определение предполагаемого результата воспитания детей;
- принцип научности подразумевает осмысление родителями научных основ воспитания;
- принцип гуманизма, уважения к личности ребенка. Суть этого принципа заключается в том, что родители должны принимать ребенка как данность, таким, каков он есть со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам;
- принцип планомерности, последовательности, непрерывности предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей, что дает маленькому ребенку ощущение прочности, уверенности, а это основа формирования личности;
- принцип комплексности и систематичностиподразумевает использование всей многоплановой социальной, природной, культурной среды в качестве факторов воспитания;
- принцип согласованности в воспитании. Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут воспитывать его изолированно друг от друга: необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления.
В значительной степени продуктивность семейного воспитания предопределяется эффективностью родительства. Эффективный родитель – это родитель, который знает и умеет выстраивать взаимоотношения с ребенком таким образом, чтобы обеспечить ему оптимальные условия для развития, познания и совершенствования своей индивидуальности, своего «Я». Это человек, который способен не только учить ребенка, но и учиться у него и вместе с ним. Это тот, кто стремится к самостоятельному созиданию себя как личности, как родителя своего ребенка и реализует это свое стремление не в ущерб потребностям, интересам, развитию окружающих родных и близких людей.
Обобщенная модель формирования эффективного родительства включает в себя ряд составляющих.
- Умение супругов договариваться друг с другом о содержании и способах реализации ими обоими общей модели родительства в их семье.
-Удовлетворенность брачных партнеров супружескими отношениями и браком в целом.
-Контакт между родителями и детьми в семье.
-Безусловная родительская любовь.
- Сформированная готовность к родительству. Готовность к родительству – это общая направленность личности и ее деятельности реализовать потребность быть родителем, обеспеченная соответствующими знаниями, умениями и навыками и опосредующая способы осуществления родительской роли.
Эффективное, успешное родительство вовсе не означает «безупречное» или «держать все под контролем». Быть эффективным, успешным родителем – значит не пасовать перед трудностями и ошибками, которые неизбежно случаются в любой деятельности, а стремиться их преодолевать, разрешать и исправлять в сотрудничестве с ребенком, обучаясь друг у друга слушать и слышать, просить о помощи и помогать, любить и быть любимым.
Наличие у взрослых стремления к созиданию и развитию себя как родителя в целом и как успешного, эффективного родителя в частности.
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СЕМЬИ
Семейное воспитание может быть эффективным лишь в связке с воспитательным процессом в учреждениях дошкольного образования. Поэтому особое значение приобретает взаимодействие семьи и детского сада. Но чтобы это взаимодействие было плодотворным в дошкольном образовательном учреждении, необходимо создать определенные условия:
– обеспечение единства и согласованности целей воспитания, способствующих взаимодействию между семьей ребенка и педагогическим коллективом;
– предоставление возможности подробного ознакомления с особенностями педагогической системы;
– отношение к семье как к «заказчику» педагогического процесса и отчетность перед ней;
– привлечение родителей к деятельному участию в жизни ребенка на основе их личной заинтересованности;
– обеспечение возможности раскрытия творческого потенциала не только у детей, но и у родителей;
– доброжелательность и опора на положительное начало в ребенке, его добрые качества и поступки.
Можно выделить следующие основные направления в работе детского сада с семьей:
1. Информационно аналитическая работа (сбор информации о семьях и установление первичных контактов с семьей):
– дни открытых дверей с участием специалистов учреждения дошкольного образования;
– первые визиты в детский сад родителей с ребенком;
– групповые родительские собрания;
– анкетирование родителей;
– общение с родителями во время приема и прощания с детьми;
– личные беседы воспитателей с родителями;
– посещение на дому;
2. Организационно-просветительская работа:
– контактные формы работы: семинары, лектории, родительские собрания, круглые столы, тренинги;
– бесконтактные формы работы: информационные стенды, почта доверия (ящик для вопросов и предложений), личные блокноты, неофициальные записки.
3. Досуговая работа:
– проведение совместных праздников («Семейные традиции», «День юмора и смеха», «Наши дочки и сыночки» и т.д.);
– участие в совместных выставках и конкурсах («Щедрая осень», «Начинается семья с мамы, папы, и меня», «Наши защитники» и др.);
– проведение совместных соревнований («Папа, мама и я – спортивная семья»);
– выпуск семейных газет и многое другое.
Отдельное место следует уделить взаимодействию с семьей посредством онлайн-общения в сети.
С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, учреждение дошкольного образования, как носитель культуры и знаний, не может оставаться в стороне. Современная жизнь диктует необходимость активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при взаимодействии учреждения дошкольного образования с семьей.
Одним из наиболее распространенных способов использования ИКТ в работе детских садов является создание сайта учреждения дошкольного образования. Оно открывает перед педагогическим коллективом ряд возможностей, способствуя:
1. увеличению числа потенциальных и действительных клиентов, которые хотят и могут познакомиться с дошкольным образовательным учреждением;
2. информированию интернет-аудитории об устройстве и деятельности учреждения дошкольного образования, что улучшает его восприятие в глазах населения;
3. предоставлению достоверной информации из первоисточника средствам массовой информации, что указывает на открытость дошкольного учреждения;
4. рекламе и развитию образовательных услуг прямо со своего сайта, что делает привлекательным учреждения дошкольного образования;
5. быстрому и простому проведению презентации учреждения практически неограниченному кругу интернет-клиентов через размещение на сайте текстовых и мультимедийных материалов, где отражаются такие разделы, как условия воспитания в детском саду, управление и образовательная политика учреждения, ресурсное обеспечение образовательного процесса, результаты обучения и воспитания детей дошкольного возраста и другие вопросы;
6. опубликование справочной, ознакомительной и аналитической информации в виде публичного доклада по образовательной деятельности учреждения дошкольного образования укрепляет доверие к нему;
7. размещение на сайте обратной связи поможет получить отзывы от различных групп пользователей, которые могут сделать выводы, связанные с деятельностью дошкольного учреждения и эффективности решения приоритетных задач.
Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского сада, группы, расписания занятий, проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.
Кроме этого, сайт детского сада является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.
Такой режим информационного воздействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации. Получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и воспитании ребенка; советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом, родители могут, обратившись к заведующему детского сада по электронной почте.
Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии специалистов учреждения дошкольного образования и родителей позволяют получить следующие результаты:
1. Повышение эффективности процесса развития и воспитания детей;
2.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
3. Активизация личностного и культурного сознания родителей;
4. Создание системы поддержки семейного воспитания;
5.Участие родителей в образовательном процессе детского сада;
6. Реализация личностно-профессионального роста специалистов.
Также можно использовать такие опции как электронная почта, вебблог, вебфорум, онлайн-семинары (вебинары, веб-конференции), Skype, чат, Viber.
Содержание и формы работы с семьей в учреждениях дошкольного образования отличаются разнообразием. Здесь не может быть единого стандарта. И задача каждого педагогического коллектива – уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным.
раскрыть » / « свернуть