Принципы и педагогические характеристики построения развивающей предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования
Умело организованная окружающая среда более чем на 50% снимает конфликтность в общении детей, снимает синдром тревожности в отсутствии близких взрослых, способствует адаптации в коллективе, вызывает желание быть вместе со сверстниками
Образовательная среда - совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных потребностей.
Развивающая предметно-пространственная среда – естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
В широком (социальном) контексте развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.
Условия развивающей предметно-пространственной среды направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
* гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
* обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанников;
* способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
* обеспечивает открытость дошкольного образования;
* создает условия для участия родителей в образовательном процессе.
В образовательном стандарте дошкольного образования прописано, на что должна быть направлена развивающая предметно-пространственная среда, что учитывать, и какой должна быть:
17.1. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию образовательной программы дошкольного образования, специальные условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, национальные и культурные традиции и ценности, материальные и архитектурно-пространственные особенности помещений и территории учреждения дошкольного образования.
17.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть безопасной и экологичной, эргономичной и полифункциональной, гибкой и вариативной, трансформируемой и содержательно-насыщенной, доступной и психологически комфортной.
Основные принципы построения развивающей предметно-пространственной среды:
- Принцип дистанции, позиции при взаимодействии:
- использование разновысокой мебели.
- Принцип активности:
- использование больших модульных наборов; - центров песка и воды; - мастерских; - стен и т.д.
- Принцип стабильности - динамичности:
- использование сборно-разборной мебели; - игрушечной мебели; - емкостей для хранения игрушек; - мягких плоскостей, подиумов для отдыха; - рулонных перегородок, вертикальных разделителей игровых столов сложной конфигурации; - игрушек-заменителей и т.д.
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования:
- игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка; - место отдыха; - место уединения.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого: среда должна побуждать детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления.
- Принцип сочетания привычных и неординарных элементов:
- использование больших игрушек из винилискожи, ткани, пластика; - использование элементов образного декора.
- Принцип половых и возрастных различий:
- создание специализированных игровых зон.
- Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру (реализуется в выборе):
- темы; - необходимых игрушек; - времени - сюжета; - места;
- Принцип ориентирования развивающей предметно-пространственной среды на зону ближайшего развития Среда должна содержать:
- материалы и предметы, известные детям;
- предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого;
- совсем незнакомые предметы и материалы.
Педагогические характеристики построения развивающей предметно-пространственной среды:
* комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно - гигиенических норм;
* учет возрастных особенностей и всех направлений развития ребенка;
* учет национально-культурных, климатических условий;
* максимальная реализация образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей;
* разнообразие сред, их рациональное расположение;
* обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
* обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых со всей группой, в малых группах, двигательной активности, а также возможности для уединения;
* обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;
* обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;
* доступное расположение предметов и пособий;
* создание условий для изменения среды;
* в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия.
Показатели создания развивающей предметно-пространственной среды:
* отсутствие частых конфликтов между детьми;
* высокая продуктивность деятельности детей (множество разнообразных продуктов детской деятельности);
* спокойная, нешумная обстановка, в которой голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но в то же время он хорошо различим.
Алгоритм преобразования развивающей предметно-пространственной среды
в группе детского сада:
Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа учебной программы дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.
Шаг 2. Провести оценку и анализ развивающей предметно- пространственной среды группового помещения, определив дефицитарные проблемные области (выявить проблемные области и определить, чем надо пополнить развивающую предметно-пространственную среду с учетом возрастных и гендерных особенностей детей группы).
Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.
Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
Шаг 5. Составить схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежесткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.
Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.
Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений в развивающую предметно-пространственную среду в течение года, с учетом учебной программы дошкольного образования, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств обучения.