Формирование инклюзивной культуры у участников образовательного процесса
Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в связи с этим предназначения дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад должен быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладение навыками адекватного функционирования в обществе, у них нарушена познавательная деятельность, которая ведет к проблемам связанными с трудностями в обучении.
В тоже время практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с ОВЗ обусловлены не только биологическими факторами, но и неисполнением главных педагогических закономерностей:
- ограничено общение,
- деформирована система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками, отсутствует или сужена социальная активность, поэтому в современном обществе воспитание нравственности и патриотизма, а также воспитание уважительного отношения к людям с ОВЗ следует начинать развивать с дошкольного возраста.
«Инклюзия» в переводе с англ. языка inclusive-означает "включенность.
Инклюзивное образование – обеспечивает полное вовлечение ребенка с ОВЗ в жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность.
Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычную группу, необходимо, таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также воспитательный процесс, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум.
Основой инклюзивного образования является исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
А сама проблема личностно-ориентированного подхода к развитию детей с ОВЗ является одной из важнейших в теории и практике дошкольной педагогики.
Основной целью и задачами инклюзивного образования в учреждении дошкольного образования является обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития и организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание, гармоничное всестороннее развитие личности; формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения; создание возможности всем в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада.
Это необходимо сделать, для того чтобы ребенок с ОВЗ научился самостоятельно приобретать знания, уметь работать с информацией, стимулировать её, видеть и решать возникающие в разных областях проблемы.
Также следует выделить задачи в плане квалифицированной коррекции отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников и интеграцию детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство.
Таким образом, цели и задачи инклюзивного образования могут быть сформулированы как система задач трех уровней:
- коррекционного (исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития);
- профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии);
- развивающего (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития).
И только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.
Для решения поставленных задач, БЕЗУСЛОВНО - требуются техническое оснащение образовательного учреждения; разработка специальных учебных курсов для педагогов , направленных на развитие их взаимодействия с детьми ОВЗ; необходимые специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ОВЗ.
Комплексное инклюзивное психолого-педагогическое коррекционное воздействие на детей с ОВЗ в детском саду осуществляется на основе ряда методолого-методических принципов.
Реализация принципов будет обеспечена при условии создания команды специалистов, осуществляющей сопровождение всех субъектов образовательной деятельности.
Основополагающими приоритетами инклюзивного образования считаются:
- принятие философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса;
- социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе;
- развитие коммуникативных, практических компетенций;
- профилактика и преодоления инвалидизации и искусственной изоляции семьи ребенка с ОВЗ;
- знание психологических закономерностей и особенностей таких детей, а также методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса и умение реализовывать различные способы взаимодействия между всеми участниками воспитательно- образовательной деятельности (педагоги, дети, родители).
Инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения.
В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство дошкольного учреждения и повышается его социальный статус, скоординированная деятельность всех участников образовательного процесса; обеспечивается информационно методическое сопровождение семей детей с ОВЗ.
Развитие инклюзивной культуры детском саду-это создание безопасного, терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений. Такая культура создаёт общие инклюзивные ценности, которые разделяются и принимаются всеми новыми сотрудниками, детьми и родителями.
разгарнуць » / « згарнуць